Что может помочь в решении проблемы финансирования православных просветительских, благотворительных и других проектов?
Ряд советов по сбору пожертвований на колокола
К сожалению, становится все меньше желающих жертвовать для Церкви. С одной стороны, у многих нет достаточно высокого доверия к церковнослужителям, соответственно и к церковным проектам, а с другой – в основе идеологии современного общества лежат рыночные отношения, не способствующие воспитанию в человеке бескорыстия. Пример: Наполеон Хилл, автор известной книги «Думай и богатей», пишет: «Ваша цель – хотеть денег, хотеть так настойчиво, чтобы силой внушения желаемое стало действительным: вы никогда не станете богатым, если не «доведете до кипения» страсть к деньгам, если не поверите в свое богатство, как в себя».
Помочь в решении существующей проблемы могут труд и молитва. Нельзя забывать, что цель пребывания человека в Церкви – спасение. Занимаясь просветительской и благотворительной деятельностью, надо помнить, что это не самоцель. Господь даст столько средств, сколько необходимо. А если говорить об участии в общественной жизни Церкви, то можно ответить словами святого Серафима Саровского: «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Возможно это и есть самый лучший вид просветительской и благотворительной деятельности для мирян.
Сбор пожертвований на церковные колокола - сложный и часто неблагодарный труд, где успех зависит не столько от методов работы, сколько от человека, который этим занимается. Предложу ряд соображений по данному вопросу: |
1. Основная причина отказа в финансовой помощи - нечеткая формулировка
предмета пожертвований.
К сожалению, редко люди жертвуют доброхотно, ради Христа. Обычно
определяющие мотивы может и не всегда прямо корыстны, но так или иначе зависят
от банального желания самореализации.
По этой причине редко жертвуют крупные суммы просто "на храм". Гораздо легче
получить средства на конкретную задачу: изготовление купола,
литье колоколов и
т.д...
2. Недоверие к духовенству вообще и в частности к конкретному настоятелю или
председателю Приходского Совета,
т.е. к человеку,
который будет в дальнейшем практически на свое усмотрение распределять
поступившие средства.
Проблема, к сожалению, существует и в наше время. Решается путем предоставления
отчета о потраченных средствах.
Кроме того, благотворитель должен понимать, что
изготовление колоколов на такую сумму
действительно насущная необходимость, а не чье-то субъективное желание. Ведь
есть и другие расходы: иконостас, ремонт храма, воскресная школа...
Хотя, если мы говорим не о благотворителях, а о спонсорах, то они как раз
гораздо охотнее пожертвуют на колокола. После акции возвращения колоколов
Данилова монастыря колокольная тема получила самый высокий статус. Мероприятие
приобрело широкую известность и проходило фактически под патронажем Президента
России. В то время мы выполняли ряд заказов губернаторов различных областей и
было заметно их повышенное внимание к нашей теме.
3. Также предлагаю рассмотреть опыт федеральных программ и грантов.
Решение о финансировании какого-либо регионального проекта принимается на основе
анализа распределения средств этого региона. Данный анализ является неким
статистическим тестом в определении приоритетов в перечне проектов региона.
Например, храм в с.Пежма Архангельской области требует около 300 миллионов для
реставрации. Местные жители всеми силами собирают средства, но годовой бюджет
всего Вельского района скорее всего в разы меньше требуемой суммы. Однако даже
если около миллиона удастся собрать, что составляет менее 1%, то будет понятно,
что в данном регионе это действительно приоритет, что это действительно нужно
людям. И в итоге грант будет предоставлен не на стадион, а на храм.
4. Именные колокола. Людей важно поблагодарить. Даже духовенство получает
символические награды своей службы для Церкви: набедренник, крест с украшениями
и др. Тем более простые люди.
Разбейте требуемый звукоряд на части. Колокола 4, 8, даже 80 кг может
пожертвовать один человек. Колокол побольше, например, 450кг - несколько человек
или предприятие. Их имена могут быть указаны на колоколах.
5. Баннер-плакат.
В храме в Ховрино, Москва (идею предложил Илья Дроздихин) собирали средства на
колокола так: у входа был установлен плакат с описанием требуемых колоколов и
были сделаны две таблички, куда вставлялись бумажки с цифрами: слева - сколько
собрали, справа - сколько осталось собрать денег. Бумажки оперативно менялись по
мере поступления средств.
Деньги удалось собрать очень быстро.
В другом храме в Тульской области нарисовали на плакате при входе в храм
колокол, разбили рисунок на ячеечки и закрашивали каждую ячейку также по мере
поступления средств. Простая, но очень эффективная мера.
Еще один сельский храм просто расставил кружки для пожертвований в магазинах,
почтах и других общественных местах и какой-то предприниматель увидел объявления
и просто съездил на
производство колоколов и привез новый набор. Сам купил и подарил.
То есть надо широко информировать людей о потребности храма в колоколах. Только
надо опять же аргументировать, почему именно колокола, а не воскресная школа и
почему благовестник 4500 кг, а не 1,5 тонны.
В храме в с.Заозерье кружку для сбора пожертвований на колокола оформили в виде
колокола. Тоже давало косвенный эффект.
5. СМИ очень охотно публикуют информацию о колоколах. Чем большую
аудиторию оповестим, тем больше средств соберем. Интернет мало эффективен в деле
сбора пожертвований, так как сильно развилось интернет-мошенничество.
6. Вкладные колокола. Кто из известных бизнесменов, политиков,
общественных деятелей родился или жил в вашем регионе, вообщем считает этот
регион своей малой родиной? Я сам в свое время переехал из Архангельска и охотно
помогу какому-то храму на своей родине. Кстати, многие и обращаются по старой
дружбе.
Вот такие нехитрые советы. Но все это теория. Результат зависит от качества
реализации. Бог в помощь!
+7 916 741 11 67