на главную >>>

Тройка зазвонных колоколов

 

 

 

Тройка зазвонных колоколов

 

 

 

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

 

 

  

Двойка, тройка или четверка зазвонных? Между звонарями разных школ существует давний негласный (а иногда и гласный) спор, о том, какая система связки зазвонных колоколов лучше.

    

Насколько вообще корректно сравнивать различные типы связок? Может это просто разные составы, например, как в музыке: дуэт, трио или квартет? Или же здесь мы имеем дело с творческим каноном, законами формы, которые заключают в себе некое совершенное содержание?

   

Будет излишним проводить богословский анализ данной темы или пытаться развить идею троичности, так как сама проблема является не богослужебно-канонической, а всего лишь музыкально-технической. Тем более речи не может идти о проведении реформы по унификации системы звона. (Даже крестное знамение в современной Церкви может совершаться не только троеперстием, но двоеперстно, как это принято в единоверческих приходах).

  

На мой взгляд, тройка является просто более удобной и эффективной системой, чем двойка или четверка. Музыкальный инструмент совершенен тогда, когда имеет наибольшую производительность при наименьшей сложности. Три колокола в связке – это оптимально. Кроме того, справедливо утверждать, что тройка уже содержит в себе двойку зазвонных колоколов. Причем, даже несколько вариантов двойки.

 

Однако аналогичный аргумент по отношению к тройке со стороны приверженцев четверки нельзя принять. Формально в четверке действительно содержится тройка. Но из-за связки управление ей становится сложным - звонарь ограничен в силе и направлении удара. Четвертый колокол, хоть и не играет, тем не менее, все время «подразумевается», что также мешает звону. Управление четверкой более скованное, «механическое». Нет той свободы и естественности, которые присутствуют в тройке. Причем в руках не слишком умелого звонаря четверка зачастую управляется как двойка, только на каждую долю приходится сразу по два колокола.

 

Есть еще один аргумент в пользу тройки зазвонных.

 

Большая часть устанавливаемых в наше время колокольных наборов меньше как по весу, так и числу колоколов. Чаще всего это 7-9 колоколов. Допустим, мы имеем набор из 9 колоколов и хотим сделать четверку. Что получается:

В группе больших желательный минимум – 2 колокола, плюс четверка зазвонных – это уже 6 колоколов и в группе средних остается всего… 3 колокола! Чем больше средних колоколов, тем разнообразнее и красивее звоны, которые можно исполнять. Поэтому лучше в данном случае использовать тройку зазвонных. Тогда средних будет не 3, а 4 штуки – уже приемлемый вариант.

  

Для набора из 8 колоколов картина может быть такая: 1 большой колокол, 3 зазвонных и 4 средних. Ну, а для набора из 7 колоколов либо 3 малых, 1 большой и 3 средних. Либо 2 малых, 1 большой и 4 средних.

Можно настроить систему так, что либо самый тяжелый из средних настраивается параллельно еще и на вторую педаль, либо на крайнем слева зазвонном колоколе можно иногда подзванивать левой рукой, нажимая на веревку, как на струну (тягу) среднего колокола. Но это уже тема для отдельной беседы.

 

Чтобы не находиться перед мучительным выбором – тройка или четверка, можно использовать комбинированный вариант. Делаем связку из колоколов, например, 12кг, 8кг и 6кг, а если требуется позвонить четверкой, то можно подключать колокол 4 кг.

 

  

  

Помню, как на звоннице Большого театра Валерий Алексеевич Диш виртуозно звонил восьмеркой (!) зазвонных колоколов. Это было настоящее зазвонное шоу – красота и мощь. Мне и самому доводилось звонить одновременно шестью зазвонными колоколами на колокольне музея деревянного зодчества «Малые Корелы», что под Архангельском. Поэтому все типы связки: двойка, тройка, четверка, восьмерка… имеют право на существование. Чем больше разнообразных индивидуальных признаков у каждой подвески, тем интереснее Русское колокольное искусство в целом.

 

 

 

 

МАЛЫЕ КОЛОКОЛА. «Тройка зазвонных».

Число малых (зазвонных) колоколов в подборе варьирует в зависимости от его величины. В небольших подборах обычно 2-3 зазвонных колокола. В крупных звукорядах их число может достигать 4-7шт. Управление тройкой – наиболее распространенная система игры на малых колоколах (Рис. 1). Три малых колокола объединяются в «замок» и могут управляться одной рукой.

  

 

«Замок» позволяет использовать разнообразные приемы игры, что делает звон очень красивым.

Способ управления двумя основными колоколами тройки (вторым и третьим) аналогичен способу игры на двойке зазвонных. Суть его сводится к попеременному извлечению звука из каждого колокола. Достигается это за счет движения кисти вверх-вниз в одной плоскости (постепенно переводя движение на локоть и предплечье).

Перед началом звона в малые колокола натяните веревки так, чтобы языки приблизились к стенкам колоколов на одинаковое расстояние – 3-5 см от юбки (Рис. 2а). Затем, водя кистью вверх-вниз, надо добиться равномерного, ритмичного извлечения звука (Рис. 2б, в).

 

 

В отличие от двойки при трех зазвонных добавляется возможность попарно использовать разные колокола. Например, | 2и3 |,  | 1и2 |,  | 1и3 |,  | 1 и 2+3(в аккорде) |,   | 1+3(в аккорде) и 2 |.

Для украшения звона в игре на зазвонных колоколах применяются многие декоративные элементы, например, такие как аккорд, форшлаг и перебивка. Кроме того, существуют различные ритмические приемы: например, звон четвертями, восьмыми и триолями.

Различные приемы игры на зазвонных колоколах показаны в обучающей компьютерной программе «Колокольные звоны», а также на примере видео Праздничного звона Ново-Тихвинского монастыря.

 

  +7 916 741 11 67

 kolokola@kolokola.ru