на главную >>>

О ФИЛЬМЕ ТАРКОВСКОГО "АНДРЕЙ РУБЛЕВ"

Помните новеллу "Колокол" в фильме Тарковского "Андрей Рублев"? В русскую деревню, разоренную татарами и почти вымершую от моровой язвы, прибыли княжеские дружинники в поисках колокольных дел мастера, способного отлить колокол по княжьему указу. И вот, у ветхой избы они находят исхудавшего от голода, в рваном полушубке, сынишку прибранного мором литейщика. 17-летний Бориска уверяет, что только он знает секрет, переданный ему отцом, и без него колокол не сможет сделать никто (одним из прототипов этого персонажа был известный колокололитейщик XVII века Александр Григорьев). Других мастеров уже не осталось, и дело доверяют Бориске. Преодолевая множество трудностей - от мучительных поисков нужной «чудо-глины» до непослушания работников, - Бориска руководит отливкой. Наконец, колокол достают из ямы, очищают от пригоревшей глины, раскачивают язык, и окрестности оглашаются мощными и красивыми звуками благовеста. Колокол получился необычайно благозвучным. Народ ликует, князь доволен работой молодого мастера. Но тут зритель с изумлением узнает, что на самом деле отец Бориски умер, так и не передав сыну секрета…

Сюжет новеллы напоминает наше недавнее прошлое, когда в конце 80-х годов XX века началось активное возрождение Русской Православной Церкви, и храмам стали требоваться новые колокола. За дело взялись многие, но к тому времени уже не осталось на Руси ни потомственных колокололитейщиков, ни тех, кто хотя бы приблизительно мог помнить технологию литья и рецепты колокольной бронзы. Даже сегодня, по прошествии 20 лет с момента начала массового отечественного производства колоколов, лишь немногим удалось приблизиться к уровню звучания старинных образцов. Процесс культурного наследования был трагически прерван и, казалось бы, традиция безвозвратно утрачена. Не передали нам наши отцы секрета… Но существует некое духовно-генетическое преемство, которое может оказаться намного важнее преемства прикладного (Бориска знал секрет, ведь образ и звук колокола жили в его душе). Русское церковное искусство являлось естественным следствием духовной жизни нашего народа. И нам, чтобы восстановить в себе «народную память», найти общую с нашими предками интерпретацию сакрального смысла церковного искусства, необходимо добросовестно делать свое дело, жертвовать собой и главное – заботиться о своей собственной духовной жизни. Тогда и великая русская колокололитейная традиция возродится, «…и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

 

  +7 916 741 11 67

 kolokola@kolokola.ru