на главную >>>

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОЛОКОЛА И КОЛОКОЛА-ГИГАНТЫ

Возвращаясь на круги своя

В годы первых пятилеток молодое советское государство испытывало нехватку металла для проведения курса индустриализации, а также крайне нуждалось в восполнении золотовалютных запасов. «Союз воинствующих безбожников» подсчитал, что антиколокольная кампания даст СССР около 250 тысяч тонн колокольной бронзы. Еще выгоднее была бы продажа колоколов за границу.
Роковой датой для колокольного звона стал 1930 год. В январе в ходе антирелигиозной кампании с Лаврской звонницы сбросили не менее двадцати пяти колоколов, в том числе и ее главный благовестник — «Царь-колокол». В феврале в Ленинграде трест «Рудметаллторг» приступил к работам по снятию колоколов с Исаакиевского собора для их последующей переплавки. В Москве был закрыт последний монастырь — Даниловский, и в этот же год запрещен колокольный звон.
С многочисленных аукционов на Запад хлынул поток музейных экспонатов и реквизированных у народа ценностей. Но благодаря вывозу за рубеж многим исторически ценным колоколам удалось избежать печальной участи превращения в металл — они сохранились до наших дней.

Несколько поколений русских людей выросло, не имея представления о том, что такое колокольный звон. Но сегодня утраченное колокольное искусство возрождается. В 2003 году был отлит колокол для Троице-Сергиевой лавры, в ноябре 2005-го на главной звоннице Спасо-Преображенского Валаамского монастыря установлен 16-тонный колокол «Апостол Андрей». Но возвращение порушенных святынь должно восприниматься нами не просто как торжество исторической справедливости или как событие, имеющее некое большое культурное значение. В первую очередь нам необходимо видеть в нем символ возрождения духовности русского народа, призыв ко всем нам возвратиться к вере наших отцов, к святому Православию.

Колокола-гиганты

В 1988 году в честь празднования тысячелетия Крещения Руси в нашей стране был снят запрет на колокольные звоны. Во многих городах России — Архангельске, Москве, Ростове Великом — стали регулярно проводиться фестивали звонарей и колокольные концерты. Среди их участников были такие легендарные мастера, как Иван Данилов, возродивший звоны собора Василия Блаженного в Москве, и Валерий Лоханский, ставший одним из создателей колокольной подвески на колокольне Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Особенно значимыми по праву считаются фестивали, проходившие в Ростове Великом. Звонница Успенского собора Ростовского кремля — одна из немногих в России, где полностью сохранился уникальный исторический ансамбль колоколов.
Главный благовестник — «Сысой» — весит две тысячи пудов, то есть 32 тонны! Вес второго колокола, «Полиелея» — 16 тонн. Третий по величине — пятисотпудовый «Лебедь». Такие колокола называют колоколами-гигантами.

По мнению многих звонарей, ростовский подбор колоколов — один из лучших среди тех, что звучат сегодня в России. Кто хоть однажды слышал ростовские колокола в живом исполнении, помнит, что от мощных звуковых вибраций рядом со звонницей словно происходит небольшое землетрясение. До наших дней дошли нотные записи колокольных звонов, исполнявшихся здесь веками. И хотя, ввиду специфики гармонического строя колоколов, их большого веса, а также архитектурных особенностей самой звонницы, опыт Ростова применим для возрождения звонов на других колокольнях лишь отчасти, сегодня Успенская звонница стала одним из символов возрождения колокольных звонов, своеобразным эталоном красоты русского колокольного искусства.

Необычайно величественно звучат древние колокола-гиганты, призывая народ на богослужение, возвещая торжество Православия, словно из глубины веков призывая нас не отступать от веры наших предков и бережно хранить исконные традиции святой Руси.

 

  +7 916 741 11 67

 kolokola@kolokola.ru